Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Свежий Номер

Журнал "Клуб 33,6 миллиона" №26 за 2023 год
Яндекс.Метрика

Елена Киселева: Рисовать – природное свойство человека

Гость номера

Елена Киселева:

Рисовать – природное свойство человека

С художником всегда интересно поговорить. У него свой, необычный взгляд на мир. Он видит то, что не видят другие.

Елена Киселева – талантливая художница. Ее работы известны в мире, они хранятся в музеях России, Австрии, Бельгии, США, Италии, Дании, во многих частных коллекциях. Она – разносторонний мастер, но у нее есть два любимых жанра, в которых она работает больше всего. Это портрет и экслибрис.

Елена подолгу живет и работает за границей – в Австрии, Германии, Италии, но всегда возвращается в Петербург. Она член Союза художников России, обществ экслибриса России и Германии, автор более 200 экслибрисов – книжных знаков, - автор 30 персональных выставок, лауреат престижных международных конкурсов. И еще Елена – прекрасный педагог, она учит рисованию взрослых людей. Мы гордимся, что такая замечательная женщина – член нашего клуба «33,6миллиона».

Никогда не рисую морщины

-Портрет считается сложным жанром. Почему вы его выбрали?

-Это мой природный дар. Еще в школе я рисовала своих одноклассников. Всем очень нравилось, ко мне очередь выстраивалась. Однажды с экрана телевизора нарисовала лицо Штирлица, как раз шел фильм «Семнадцать мгновений весны». Мама взяла рисунок к себе на работу - все восхищались. Мне всегда было интересно человеческое лицо, я хотела через его черты передать характер человека. Я писала очень легко. Думала, что скоро начну писать, как Леонардо да Винчи, но все оказалось не так просто. Я изучала работы мастеров портрета - Рембрандта, Веласкеса, и это многое мне дало.

-А где вы учились профессии?

. - По образованию я педагог, окончила художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена. Образование было немного разбросанным, но зато всеобъемлющим. Мы очень много рисовали, я пробовала себя в разных жанрах. Занималась графикой, офортом. Потом стажировалась в Швеции, в графическом центре Grafikens Hus, Мариефред. Там мы пробовали совершенно новые техники.

- Стараетесь ли вы как-то приукрасить человека на портрете, сделать его красивее, моложе, или показываете все, как есть?

-Мне кажется, в моих работах присутствует и то, и другое. Конечно, портрет должен быть правдивым, Но я стараюсь показать человека в его самые лучшие моменты, раскрыть его характер с лучшей стороны. Мужские портреты я не приукрашиваю, в мужчине главное – мужественность, ее я и стремлюсь показать. Если лицо выразительное, оно получается несколько моложе, человек выглядит, как на празднике.

В женских портретах никогда не пересчитываю морщины, мне это неинтересно. Меня интересует внутреннее содержание. Стараюсь выбрать такой ракурс, когда недостатки не будут видны, это всегда можно сделать. Вначале я приглашаю человека к себе, разговариваю, пытаюсь понять характер. Я не заставляю человека позировать часами. Делаю наброски, потом фотосессию, выбираю наиболее удачные снимки, создаю образ.

Художники Возрождения – Рафаэль, Тициан рисовали портреты, ничего не скрывая. Большой нос у дамы, маленькие глазки - они так и писали. Но выбирали такой ракурс, помещали ее на фоне такого пейзажа, что получалось красиво и необычайно художественно. Я стараюсь следовать такому методу.

Мне не нравится делать человека мрачным. Бывают очень выразительные лица, но в них есть что-то неприятное. Однажды, уже давно, я нарисовала женщину с очень выразительными чертами, но жуткими «вампирскими» глазами. Я никогда не выставляла эту картину. Я сама – человек не мрачный.

Экслибрис – символический портрет человека

-Вы – признанный мастер экслибриса. Как вы пришли к такому редкому, необычному жанру? Боюсь, что далеко не все хорошо представляют, что такое экслибрис, и для чего он нужен.

-Экслибрис – книжный знак, знак принадлежности книги его владельцу. Он создается в технике печатной графики. У меня это гравюра на металле. Обычно на нем обозначено имя и фамилия владельца книги, и рисунок, лаконично и образно говорящий о нем. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. Его использовали как оберег для дорогих книг. Альбрехт Дюрер был мастером экслибриса. С начала ХХ века экслибрис вышел за рамки коллекционирования книг, он стал самостоятельным произведением искусства.

К экслибрису я пришла от своего увлечения портретом. Ведь экслибрис тоже портрет человека, только символический. Это – персональная вещь, такая же, как герб. Через его атрибуты можно описать характер человека, его семью, сферу его деятельности, увлечения и т.д.

Вот, например, я делала экслибрис для Юрия Сергеевича Васильева, президента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Он изображен в образе святого Георгия Победоносца, который стоит на земном шаре – символе международных научных связей. В деснице у него копье, указывающее нижним концом на озеро Байкал и Иркутскую область – родину Юрия Сергеевича. В руке – свиток, символ научных работ. С левой стороны – здание Политехнического университета, на крыше которого видны книги. Справа – Иркутская гидроэлектростанция, в строительстве которой он принимал участие. Внизу слева – символическое изображение семьи, а справа – ордена, которыми награжден академик.

-Кто сейчас заказывает экслибрисы? Наверное, не только библиофилы?

-Конечно, хотя и они тоже. Обладатели больших коллекций, где есть ценные книги, часто имеют свой экслибрис. Заказывают экслибрисы коллекционеры, обычно в нескольких десятках экземплярах. Люди часто заказывают экслибрис в качестве подарка. Бывает, у человека все есть, и непонятно, что ему подарить. А экслибрис – эксклюзивный, персональный подарок. Часто я делаю такой экслибрис акварелью, получается небольшого размера картина, которую можно повесить на стену.

Под небом голубым есть город золотой…

-Знаю, что вы рисуете удивительно красивые, сказочные города, в которых просматриваются черты городов реальных. Как вам пришла в голову эта идея?

-Это проект, который называется «Золотой город». Его идея пришла мне в голову в 2001 году, когда я работала в Австрии, в «Глобальной галерее» под эгидой ЮНЕСКО. Она находится в городе Нойзидл ам Зее (в переводе «Новое поселение у озера»). Там жили и работали в общей сложности 140 художников из 40 стран. Работали над темами, предложенными ЮНЕСКО. Это были социально значимые темы, например «Протяни руку помощи», «Отверженные» и т.д. Там была удивительная атмосфера. С одной стороны –хотелось сделать что-то полезное, конкретное, с другой –завораживала красота природы. Я часто гуляла вдоль берега озера, оно очень красивое, но неглубокое, и поэтому над водой часто бывает туман. Прекрасные закаты –солнце садится в дымку, скользят по водной глади парусники…И вот однажды вспомнилась песня Гребенщикова «Под небом голубым есть город золотой, с прозрачными воротами и яркою звездой…». И родилась идея «золотого города». Он с одной стороны – туманный, мечтательный, с другой – четкий, конструктивный. Это своего рода архитектурные медитации. Там могут быть непривычные для города предметы - летательные аппараты, воздушные шары, даже подводные лодки. Можно узнать конкретные города –Париж, Петербург, Варшаву, Флоренцию… В этой серии у меня около 150 работ. Проект оказался успешным, выставки проходили во многих странах. Он получился европейским, - много Италии, России, Польши, Германии... Недавно прошла выставка в Генеральном консульстве Польши в Санкт-Петербурге, где побывали члены клуба «33,6 млн».

- В чем, на ваш взгляд, причина такого успеха? Люди мечтают о «золотом городе»?

-Да, это поиск рая на земле, «земли обетованной». Когда я путешествую, стараюсь увидеть «золотой город» в местах, где бываю. Но, когда мечтаешь о каком-то месте, мечта часто оказывается прекраснее, чем действительность. Может быть, банально звучит, но рай и ад у человека в душе.

-А для вас какое место ближе всего к «золотому городу»?

-Для меня это Италия, где великолепная архитектура сочетается с прекрасной природой. У меня есть незаконченная работа –город Верона, где жили Ромео и Джульетта, и сама атмосфера наполнена мечтой о вечной любви…

Научиться рисованию поможет высшее образование

-Обычно рисованию учат детей, а вы работаете со взрослыми. Наверное, неблагодарная работа – учить рисовать взрослых, сложившихся людей?

-Наоборот, очень благодарная. Я люблю детей, 13 лет преподавала в художественной школе, но учить взрослых мне нравится больше. Они приходят с определенной целью, ловят каждое слово. Мне есть им сказать, и они слушают меня с большим интересом.

-Можно ли научить взрослого человека рисовать, если у него нет художественных способностей?

-Рисовать – природное свойство человека, так же, как петь или танцевать. И любой способен научиться этому. Если человек когда-то в детстве бросил карандаши и краски, потому что у него что-то не получилось, это не значит, что нужно поставить на себе крест. Я считаю, что любой человек с высшим образованием способен освоить художественные навыки. Немножко логики, немножко интуиции, - и все получится. Конечно, человек не будет рисовать, как Леонардо, но сможет делать это вполне прилично. И получать массу удовольствия. На Западе пенсионеры идут на курсы, и через год считают, что они художники, и могут выставлять свои картины. Это, конечно, не очень хорошо, но у всего есть оборотная сторона. Мне бывает жаль, когда человек бросает занятия, потому что не может передать выражение глаз, или плохо знаком с анатомией. Напрасно он это делает. Пусть он не будет мастером портрета, но уж пейзажи или натюрморты у него получатся наверняка. И это доставит ему множество приятных эмоций.

Беседовала Наталья Климова

 

 

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj