Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Свежий Номер

Журнал "Клуб 33,6 миллиона" №19 за 2017 год

 Женские организации за рубежом

Нажмите на флаги, чтобы увидеть то, что происходит в каждой стране (в женских клубах):

Яндекс.Метрика

Наталия Фиссон: "У КЛОУНОВ НЕ БЫВАЕТ ВОЗРАСТА"

Наталия Фиссон:

У КЛОУНОВ НЕ БЫВАЕТ ВОЗРАСТА

 

Само название ее театра – театральное товарищество «Комик-трест», само ее дарование – Клоунесса, сам ее облик – Рыжая – всё немедленно вызывает улыбку.

Любимица города, заслуженная артистка России, радующая публику и признанная коллегами во многих странах, известная, наконец, телезрителям всей страны по шоу Пятого канала «Энергичные люди», которое она несколько лет вела вместе с мужем режиссером Вадимом Фиссоном, - Наталия Фиссон уж точно не сидит на месте. У нее репетиции и спектакли, съемки, встречи, проекты, мастер-классы и тренинги «В свободном теле – свободный дух», выступления перед обычной публикой и конкретной - стариками и детьми, у нее множество друзей и знакомых. И туча поклонников.

Да и критики – абсолютно все – в восторге от Наталии Фиссон. В десятках статей и в бесконечном пространстве Всемирной Сети ее сравнивают с Джульеттой Мазиной, Лайзой Минелли и Фаиной Раневской. Пишут: ДРУГОЙ ТАКОЙ НЕТ, и это правда.

Она выруливает по городу в своей машинке, пережидает пробки, вступает в отношения со светофорами, ведет переговоры с гаишниками, смотрит на часы и разговаривает по мобильнику в ухе. Или передвигается по улицам в приметном белом фургончике с надписью «КОМИК-ТРЕСТ» и тремя смешными физиономиями на борту. От своего имени – и от имени сотни своих героинь, от Белой королевы до старушки Пелагеи Брюквиной, – она участвует, кажется, во всем (хорошем): сохраняет скверы, отмечает юбилеи великих, помогает людям и, без преувеличения, целым организациям. И все – в прямом смысле слова артистично, красиво и, не побоимся этого слова, жизнерадостно.

В мае Наталия Фиссон отметила свой день рождения. Мы весело поздравили актрису с очередным шагом к возрасту наших читательниц и обстоятельно с ней поговорили. О серьезном.

 

- Женщина и возраст - взрывоопасная тема, актриса и возраст – просто ядерная.  Спасибо, что согласились побеседовать об этой, скажем так, философской категории…

- Дааа…клоунесса - про философскую категорию. Смешно.

- …Очевидно, у вас проблем с возрастом нет, раз с такой невероятной легкостью канканируете в спектаклях!..

-  И я еще не доросла до серьезного отношения к своему возрасту. На уровне физическом никак не могу его ощутить. Наоборот, с годами сил больше. Прежде не могла позволить себе спать по пять часов несколько недель… Вообще, мне кажется, лет шесть или семь назад я была гораздо слабее.

- А как воспринимался возраст в детстве?

- В десятом классе я сильно нервничала: не могла понять, что такое взрослая жизнь. Не хотела школу оканчивать, хотя ее не любила, до сих пор вздрагиваю при словах химия или математика… Будущее пугало. Оказалось, оно очень интересное. Конечно, поначалу это была детская взрослая жизнь. С одной стороны, нормальные книги, от Булгакова до Солженицына, с другой - попытка толкнуть джинсы посторонним людям на спор, а посередине – Сайгон, правда, уже его остатки… Выглядела я всегда более юной – может, от несознанки своего возраста. И до сих пор не чувствую, сколько мне лет. Наверное, я просто безответственный человек? (смеется)

- Нынче мода на молодость – все худеют, подтягиваются, одеваются в молодежное…

- Ну, не все, не все!

- Вы понимаете этих людей? одобряете?

- Не готова дать оценку. Путешествия научили: в разных странах разное отношение к возрасту. В Корее первый вопрос после знакомства: сколько вам лет? Вне зависимости от пола. Поразительно, да? Корейцы безмерно уважают пожилых. Там лучше иметь переводчика, которому лет девяносто. Нашего переводчика-студента рабочие сцены не слушали, и декорации «не хотели» ставиться почти сутки, хотя нужно часов пять. Мы возопили; пришел его профессор – и дело было сделано минут за сорок пять. Поэтому наш техник двадцати восьми лет стал говорить, что ему тридцать пять, потом сорок, сорок пять. А корейцы верили: ну, загадочное европейское лицо…

- У нас же, увы, старики – на вторых ролях…

 - Поразили мои иностранные друзья, когда несколько лет назад спросили: откуда у русских панический ужас перед возрастом? Почему все молодятся, причем неестественным образом - не ведут здоровый образ жизни, не занимаются спортом и медитируют на ночь, меньше выпивают и сидят на диете, а желают просто выглядеть молодо. И ладно бы только женщины, а то и мужчины.

Признаюсь, я тогда этого не замечала. Но сказала правду. Что у нас пенсионеры это люди, которые достаточно сильно ограничены в средствах и, бывает, считают себя вычеркнутыми из жизни…

- Увы, многие поддаются этому настроению.

- Но многие – нет. Я точно знаю. «Комик-трест» дружит с Институтом людей третьего возраста –пенсионерами, которые получают высшее образование, иногда второе, и ведут насыщенную жизнь. У них есть клуб интересных встреч; всех друзей и знакомых я агитирую там побывать. Выяснилось, что это не требует больших затрат: все хорошие творческие люди нашего города готовы встречаться! В лектории на Литейном, в каких-нибудь университетах, в «Бродячей собаке»… - везде, где они смогут договориться. Недавно у них в гостях был Митя Шагин, они с удовольствием наконец узнали, кто такие Митьки, а то прежде только слышали. У них есть на канале Грибоедова поэтический салон…

- В нашей культуре женщины преуменьшают свой возраст. Но одна леди приписала себе пятнадцать лет, и когда ей стало семьдесят пять, выслушивала сплошь комплименты: ах, ты выглядишь на шестьдесят! Может, это мудро?

- Определенно хорошая идея, особенно для кино. Когда я оказалась на «Ленфильме», то в анкете актерского отдела про амплуа написала: комические старухи. И зрители нашего театра знают, сколько таких старух в моем репертуаре. Вообще все, что я нафантазировала в той анкете, сбылось. И стреляла, и тяжелую военную технику водила…

- А свой год рождения честно написали?

- (смеется) Кстати, мне рассказывали европейские артисты, что они имеют право свой возраст года на три-четыре поменять в любую сторону. А вот пять-десять – уже нехорошо.

- Как про Людмилу Марковну Гурченко все пишут: возраст неизвестен.

- Она молодец, причем во многих отношениях… Я себе годы тогда прибавила, кажется, лет пять: хотела во взрослое кино, а «вида» не было совсем. И потом писала по-разному. Для роли Цветаевой в фильме про Ахматову надо было постарше. А для какой-то агентши - отравительницы наших территориальных вод в сериале «Морские дьяволы», - помладше. Кстати, это моя первая отрицательная роль. Я счастлива! Наконец! А то были одни положительные девушки с обертоном «не жилец», как завелось со «Странных мужчин Семеновой Екатерины».

И никто в кино не смотрит в паспорт – важно лицо и глаза…

- Как и в жизни, впрочем…

- Да. Только в жизни, особенно после тридцати пяти, вам не придется сигать в восемь утра в гидрокостюме с дерева на своего партнера. Или в летнем платьице на бережку Финского залива с костылями прыгать на обледенелом батуте, – так моя героиня в одной лирической мелодраме взмывала в небо… Никто не помнит о возрасте… кроме бухгалтера: налог-то разный «до сорока» и «после сорока». И мне звонила бухгалтерша в панике: у нее компьютерная программа засбоила от моих разных данных.

- Вот у кого надо покупать желтой прессе секреты!.. А есть ли у Вас актрисы, или неактрисы, – примеры для подражания? Помню, я восхитилась обликом Лени Рифеншталь, когда она приехала в Петербург в свои 98 лет…

- О да, она поражала воображение. По ее работам в довоенном кино видна ее красота. Но так сохранить потрясающее обаяние, именно женское… Впрочем, с таким эффектом я уже встречалась. В первую же гастрольную поездку «Комик-треста» в Швейцарию мы попали в аристократический круг – к нему принадлежала дама, которая держала театр, где мы играли. И познакомились с бывшей звездой французского и швейцарского театра и кино, не припомню сейчас ее фамилию. Дама была даже любовницей Жана Маре, представьте себе. Под девяносто, очень маленького роста, она входила в комнату – и со стульев сносило даже русских мужчин, не очень знакомых с этикетом. Они подтягивались как-то при ней даже. Она же смотрела на них, при таком-то росте, чуть-чуть свысока.

Бесконечная женственность. Благородство жеста… такое же у Катрин Денев. Ей тоже немало лет, но ее жесты сохранились…

- Такой женщиной надо родиться или можно выучиться?

- Как человек, который ведет мастер-классы, я знаю: того, чего у вас не хватает, всегда можно себе прибавить. Откуда у аристократии манеры? – детей учили. Конный спорт, танцы. Осанку держать всегда. Одевались определенным образом. У некоторых режиссеров есть секрет: заставляют актрис надевать корсет под современное платье – так убирается подростково-пацанская расхлябанность. Надевая чулки, даже хоть под брюки, иначе себя чувствуешь. Актерам легче, мы приучаемся слышать одежду, но и на обычного человека она мощно влияет. Это правда. Другое дело, что наше поколение не любит обременять себя. Мы носим то, что удобнее.

Возвращаясь к кумирам… Да, длинен список тех, у кого хотелось бы перенять лучшее, – от близкой подруги до великих актрис.

- Возраст и амплуа клоунессы как связаны? Наверняка много тонкостей и репертуарных, и физических?

- Этой зимой я попала на мастер-класс к знаменитой клоунессе Ноле Рэй. Английская звезда. Как раз «моего» жанра. У нее три моноспектакля, два дуэтных шоу. Ей за шестьдесят, она в великолепной пластической форме. Я сказала ей, что мне уже немало лет, а она ответила: «Боже, да ты еще бэби!». Никому нет дела до того, как выглядит комическая старуха под слоем грима, к счастью. И нет у меня таких проблем, как у драматических актрис, которым обидно играть-играть юных девушек, а потом вдруг – хозяйственных мамочек и вздорных тетушек. Но нам нужна физическая форма – вот это строгий вопрос для физического театра. То есть, реагентность мышц, подготовка тела.

- Какие слова… я и не знала, что ваши спектакли - кабаре, пантомимы и синтез всех жанров, вплоть до оперы и кино, называется физическим театром.

- Приглашаю вас тоже на мастер-класс. Он о том, чему не учат ни в одной театральной академии. Скажем, все профессионалы в кино, гримеры в частности, ужасаются: гламур, извините, наехал со всех сторон. Приходят молодые актрисы, у них нет еще в глазах никакой судьбы, ну хоть мимика живая должна быть, а она совершенно исчезает из-за вколотого ботокса. Это просто куклы, к тому же – совершенно одинаковые.

- Точно, и зритель не может их отличить.

- Следовательно, выиграет та, которая отважится сохранить индивидуальность. Быть полненькой, курносенькой… позволит себе иметь свой возраст. Настоящая биография многих актрис началась с годами. Какой мы запомнили Татьяну Пельтцер? Рину Зеленую? Великая Раневская всегда была пожилой, как нам кажется теперь. Блистательные актрисы, вошли в историю. А клоуны самые счастливые люди - вообще нет возраста. Если это глубокий человек. У меня нет никакого стресса, никакого страха, что вот наступит старость… Но я знаю очень много вовсе не актеров, у кого биография началась после сорока пяти. Верю в то, что если тебе самой нравится твое дело, - оно обязательно пригодится и людям.

- Наташа, вот вы тоже входите в комнату или выходите из машины – и все вокруг прямо сияет…

- Говорите, говорите!(смеется)

- … от цвета ваших волос и всего облика. Вы останетесь рыжей через сорок лет?

- Вполне возможно. Мне не хватает в нашем сером городе теплых оттенков. Я решила, что если я не могу их встретить, то буду носить их на себе. Оранжевый дарит мне улыбки других людей. Я иду – мне улыбаются все. Даже те, кто не улыбается никогда. В булочной мне дают самый вкусный хлеб. Так почему не быть такого цвета?

Важно соответствовать индивидуальности и внутреннему порыву. Мне очень нравятся классические леди - но нравятся и другие… в Дании видела женщину: явно за шестьдесят, сочно одета: блистательный лакированный красный зонтик, красные какие-то ботики, какая-то вуалька с мушками красными. И ВСЕ пытались тайно ее сфотографировать. А она шла на свидание, я заметила ее с мужчиной чуть позже. В Австрии встретила женщину – в пурпурном с желтыми всполохами, это было и ярко, и не вызывающе; она шла – все смотрели.

- Надо еще уметь так ходить – под взглядами…

- Если все с тобой гармонирует, то нет никакой неловкости.

- Как вы поддерживаете форму и здоровье?

- У меня профессия, которая сама по себе поддерживает физическую форму.

- Неужели достаточно репетиций?

- Это же не просто репетиции. Я занимаюсь несколькими разными техниками, которые связаны и с медитацией, близки к йоговским… За двадцать лет в пластическом театре, да еще бывая в разных странах, можно выучиться многому. Знанием, что называется, делюсь – на мастер-классах. Кстати, без особой рекламы желающих множество. Люди хотят понять, что такое театр, что такое театральный взгляд на вещи, особенно – клоунский взгляд. Меня потрясает, насколько талантливы многие! Хотя почему-то думают, что они серые и неинтересные. А сами такие вещи делают на занятиях, такие сказки сочиняют!.. И поддерживают форму. Даже избавляются от некоторых болезней.

- И можно без врачей?

- Люди за тридцать во многом сами отвечают за себя. Можно тратить меньше сил, но потом придется тратить больше денег. На лекарства и суровые развлечения в клиниках. Выбор имеется: сорок минут в день – или ходить по дорогущим врачам, есть непонятно какие лекарства, потом чистить от них организм. Бесконечный цикл метаний в никуда… А есть древние выверенные тысячелетиями методики которые позволяют содержать в здоровье свое тело. Понятно, что лучше все естественное и природное.

- Начать заниматься собой можно в любом возрасте?

- Да, но чем раньше, тем правильнее.  

- А как найти правильного учителя? Одна моя знакомая начала учиться йоге, а через месяц подскочило давление….

- Рецепт один: прислушиваться к себе. Кому-то полезны китайские методы, другим – динамическая медитация, один готов глубоко погрузиться, иной – только дышать. А йога – способ жизни вообще. Надо начинать с легких вариантов и чувствовать свое тело. Если оно начинает радоваться после занятий – это хороший ориентир.

Но следует помнить: ничего не решается там, куда я хожу. Все происходит каждый день дома. Пятнадцать минут хотя бы дыхательной гимнастики уже дают потрясающее ощущение…

- Фитнесс, как я понимаю, мы не рассматриваем?

- Есть вещи, которыми хорошо заниматься до тридцати, а есть те, которыми – «после». Есть техники, которые поддерживает физику и лечат, а есть фитнесс, который только поддерживает. Делайте вывод сами.

- А едите вы все?

- Кроме того, что не люблю. Скажем, перестала есть тяжелое мясо. Это не вегетарианство. Просто меня мама перекормила мясом. Я занималась плаванием в детстве и была хилым ребенком, тренер говорил: надо больше белка, больше, больше белка! Мама бедная варила мне кастрюлю мяса и говорила: ты должна это съесть! Она пыталась кормить этим и брата, но даже он не выдержал.

А еще здоровью помогает позитивный взгляд на вещи.

- Как его не утерять с возрастом, ведь многие знания прибавляют многия печали?

- Трудно спорить с древними, но я учусь - перестала смотреть телевизор. Пятьдесят процентов агрессии в нашу жизнь вносит именно он. Агрессивен даже тот резкий звук рекламы, который врывается в мирный фильм, который вы смотрите. Кстати, кино мы с друзьями стали смотреть в кинотеатрах - только качественные европейские картины. В них гораздо больше позитива, в американских его нет, несмотря на хэппи-энд. Потом увиденное обсуждаем – эмоционально проживаем, и это совсем другое, чем дома в одиночестве…

Скажу даже страшную вещь. Знание того, сколько убийств случилось сегодня, совершенно не нужно вам как человеку – оно лишь травмируют вас. Зачем каждый день получать столько негативной информации? Вы что-то можете изменить? Как это знание делает вас духовно и душевно богаче?

- Телевидение и не думают о том, чтобы сделать нас богаче…

- Оно делает богаче себя.

- Но можно обострить вопрос – у нас всех есть близкие, они болеют, умирают… С несправедливостью часто приходится сталкиваться. Вы хорошо организовали жизнь – у вас свой коллектив, и то, наверное, есть сложности. А у простых людей – начальство…

- Да, я ловко устроилась, это верно. (смеется) Надо создавать свое дело. От начальства иначе не избавиться.

- А сфера обслуживания вас не травмирует?

- Я беззащитна на самом деле ужасно. Но есть дни и есть дни. Сегодня остановил гаишник, а день плохой для выяснения отношений. Я и не стала их выяснять, заплатила штраф. Однако не искушала гаишника взяткой, чтобы потом возмущаться: какие они, мол, нехорошие, деньги берут! Мы же сами даем эти деньги… И я сама проехала на мигающий желтый, в конце концов. И должна теперь терпеть, даже опаздывая на интервью. Но я себе сказала: пусть это будет самая большая неприятность в этот день.

Кстати, когда у меня больше времени, я рассказываю пару анекдотов, и гаишник отпускает со словами: ну, я вас предупредил,  девушка! Вообще, они со мной нежны и милы.

- Вас узнают?

- Нет. Они не ходят в театр. У них суровая жизнь.

- Реагируют просто на красивую женщину?

- Реагируют на человека, который не набрасывается на них с агрессией. Я приглашаю их всегда на спектакли. Только один пришел, недавно. Весь наш театр был потрясен. Тем более, когда он назавтра позвонил, чтобы поблагодарить. Они с женой теперь будут нашими поклонниками; так и сказал: поклонниками. Старинное слово, теперь уж редко так говорят. В наших органах что-то меняется. В лучшую сторону.

- Вы так смело обобщаете…

- Не люблю ворчание о том, что у нас страна плохая. Я была на Западе, и скажу: у всех одинаково хорошо. Да и наша телепрограмма «Энергичные люди» очень прибавила оптимизма. Туда приглашали настоящих героев со всей страны. И многое стало понятно. Москва и даже Питер живут действительно в шоколаде. А в каких-нибудь Тетюшах далеких сидит человек в инвалидной коляске и почему-то имеет возможность деньги от своих же картин отдавать на возрождение храма. И еще может собрать группу людей, чтобы реально храм восстановить. Или женщина, у которой муж в тяжелом состоянии на руках, становится мамой безумного количества детей - со всех деревень к ней несут малюток, чьи родители запили… И, кстати, эта мама настолько обаятельная, что ее не портит отсутствие переднего зуба. Таких людей много. Они все разные.

- Вы их вспоминаете в сложную минуту?

- Очень часто. Даже не их рассказы, а - как они улыбались, смотрели в камеру, как разговаривали друг с другом, как им интересен мир.

И еще хочу сказать, что мне везло. В сложных ситуациях мне всегда помогали люди. У меня были потрясающие, самые лучшие учителя – от Георгия Александровича Товстоногова до Славы Полунина; даже жонглировать меня учил не обычный профи, а мировая звезда… И я стараюсь своей профессией спасаться – смотреть на все с юмором. Еще знаю: если что-то пропадает или украли – это к хорошей роли.

- У вас немало отличных ролей – значит, столько пропало?

- Закон равновесия… Если  мысленно выстраивать те комнаты, в которые заходим, если искренне что-то хорошее желать – придет. Рано или поздно; уже может оказаться и не нужно… так надо правильно «заказывать». Раньше испытывала комплекс – не получается адекватно отдать людям, которые мне помогали. А теперь поняла: все по кругу, мир един.

В каждом возрасте есть свои потрясающие вещи. Прежде было важно – как я выгляжу, а после тридцати стало важно – я какая? Мужчины реагируют на что–то совсем иное, нежели внешность. А если они реагирует только на нее - нужны ли эти мужчины нам? В конкурсе красоты всегда будут следующие – моложе, нога еще длиннее, уже не от зубов, а от корней волос, и вас отодвинет кто-то их этих мутантов…

- Барби…

- Ради чего соответствовать этим псевдоэталонам? В юности надо нравиться по факту, даже неважно – кому. С возрастом начинаешь думать: а кому мне бы хотелось понравиться? Большое наслаждение в том, что в какой-то момент можно расслабиться. На рынке невест уже не надо напрягаться. Это прекрасно. Появляются другие интересы. Делаешь то, что хочешь. У нас, кстати, по этому принципу и театр создан. То, что не нравится, не надо делать. Не надо мучить себя. И в любом возрасте не надо ждать пенсии, чтобы начать делать то, что хочется.

- Как на это решиться?

- Герои нашего шоу доказали еще раз: нет человека который бы проиграл, делая то, что хочет. Да, трудно найти дело по душе, надо пробовать еще и еще. Но если вы долго не отвечаете себе на вопрос, что же вы хотите, о чем мечтаете, то у вас потеряется ответ.

- Знаете, Наташа, вот вы предстанете в этом интервью поразительно благополучной особой. У которой нет никаких проблем. Никто не поверит, особенно те, кто знает вашу судьбу.

- Я такая же, как все… И на эту тему есть одна история. Дело было давно и не в нашей стране. Пришел один человек к врачу: «Доктор, мне свет белый не мил, я стал плохо жить, руки опустились…» Слово «депрессия» тогда еще не придумали, и доктор говорит: «Друг мой, у вас меланхолия. Это тяжелое заболевание, мало кто понимает, как его лечить. Надо стараться хорошо кушать, больше спать, гулять на свежем воздухе. И еще – развлекитесь, сейчас выступает очень хороший клоун Жан Каспар Батист Дебюро, сходите на его спектакль. Меланхолию снимет как рукой». И пациент сказал: «Доктор, с удовольствием бы воспользовался вашим советом, но Дебюро - это я».

 

 

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj