Компьютер для работы и удовольствия
Компьютерная грамотность в современном мире так же необходима, как умение читать и писать. Набрать текст в Worde , послать письмо по электронной почте, позвонить знакомому по Скайпу, найти нужную информацию в сети, -без этих элементарных умений в XXIвеке прожить трудно.
Между тем, значительная часть населения пребывает в состоянии полной компьютерной безграмотности. Речь идет о старшем поколении, о пенсионерах. Естественно, не обо всех, -нередко пожилые управляются с компьютером так, что молодые позавидуют, -но о значительной их части. И эта часть порой чувствует себя столь же беспомощной, как когда-то их неграмотные прапрабабушки, вынужденные вместо подписи ставить крест.
При Санкт-Петербургском социально-экономическом институте работает Школа социального и творческого долголетия для людей старшего поколения. В ее рамках созданы бесплатные компьютерные курсы для пожилых «Компьютер для работы и удовольствия».
Подробную информацию о них можно получить по телефону
7171649.
Отзывы преподавателей
Юрий Яковлевич Аникин, преподаватель компьютерных технологий Санкт-Петербургского социально-экономического института:
Все приходят с огромным желанием освоить компьютер
Мои впечатления от занятий с пожилыми людьми таковы:
Во-первых, практически все учащиеся пришли к четкой мысли, что изучение компьютера им ПРАКТИЧЕСКИ необходимо. Это связано как с необходимостью общения со своими близкими, особенно проживающими за рубежом и в других регионах страны, и желанием общаться со сверстниками в социальных сетях, так и для оперативного решения бытовых вопросов: узнать режим приема врача, прогноз погоды, расписание электричек, и даже заказать билеты на транспорт. То есть все приходят на курсы с ОГРОМНЫМ ЖЕЛАНИЕМ освоить компьютер.
Во-вторых, по отношению ко всем слушателям приходится констатировать
некоторые проблемы с их умением обучаться. Выясняется, что учиться многие уже разучились. Я имею в виду умение слушать и записывать за преподавателем, некоторое распыление внимания,
особенно ввиду достаточно длительных занятий. Отсюда я сделал вывод: общее число часов занятий в течение дня должно быть не более трех. Необходимы и более длительные перерывы. Для себя я сделал вывод, что при работе с пожилыми необходима большая образность. Материал лучше усваивается, если использовать ассоциации с бытовыми ситуациями. Например, чтобы объяснить смысл вложенных папок, я привожу пример чемодана с вложенным внутрь ридикюлем, в который вложен бумажник с деньгами. Понятно, что нельзя достать деньги из бумажника, не открыв предварительно чемодан и ридикюль.
В процессе занятий отвлекаюсь на то, чтобы узнать, что конкретно нужно
каждому, по какой причине человек пришел заниматься. При этом
выясняется, что одному нужно уметь общаться в скайпе, другому -
переложить фото из фотоаппарата в компьютер, а потом переслать своим
знакомым или родственникам. А третьему нужен конкретный раздел из
Wоrd-а, потому что этот человек где-то при домкоме занимается
подготовкой документов на ПК, но не умеет работать с таблицами, и в то
же время знает, что такой раздел существует.
Лично для меня важным является следующее: при работе с пожилыми необходима значительно большая, чем обычно, степень внимания к
каждому учащемуся. Для него любое действие на ПК - это
событие. Когда после щелчка на мышке
на экране монитора начинает происходить нечто, -это воспринимается как чудо. Я стараюсь похвалить человека, особенно когда вижу, что он сам доволен, что у него получилось. Конечно, приходится повторять пройденный материал намного больше раз, чем обычно, и очень подробно записывать на доске, но это нормальные издержки для такой категории
учащихся.
Я уже отмечал, что общая длительность занятий не может быть большой, три часа в день –это предел. За это время многого не освоить, но все мои учащиеся прекрасно понимают, что полученный и освоенный материал - уже хорошо для начала. А потом каждый действует по ситуации. Кому тяжело давался материал, через некоторое время повторно пойдет на такие же курсы, а кому обучение давалось легко, запишется на курсы с более сложной программой.
Виолетта Олеговна Филатова, преподаватель информационных технологий Санкт-Петербургского Социально-экономического института:
Мы учим не бояться компьютера
«Компьютер. iPhone, веб-сайт, облачные технологии…,» - только и слышим мы каждый день со всех сторон. Компьютеры вошли в нашу жизнь, наверное, навсегда. Еще совсем недавно работа на ЭВМ была уделом программистов. Уметь пользоваться компьютером теперь необходимо даже людям зрелого возраста.
Компьютерным технологиям обучают в школе, именно поэтому дети так быстро становятся активными пользователями компьютеров.
Однако успешное освоение компьютерной грамотности доступно и пожилым людям. На курсах, которые организует Социально-экономический институт, мы учим пользователей правилам работы в сети, показываем, как отправить почтовое сообщение и поговорить с детьми через Скайп.
Проводя обучение среди таких пользователей, мы пришли к выводу, что успешное запоминание материала возможно. Удивляет, как решительно берутся пожилые люди за освоение компьютерной техники. Мы поддерживаем в них эту решимость, учим не боятся компьютера.
Программное обеспечение проектировалось так, чтобы быть интуитивно понятным.
Прежде всего, необходимо научится пользоваться клавиатурой. Ведь именно с помощью нее идет общение, например, при работе с электронной почтой. Работа с клавиатурой, по нашим наблюдениям, не вызывает сложностей у пожилых людей. Сказывается навыки работы с пишущей машинкой, а ведь внуки наших слушателей уже могут и не сказать, что это за устройство.
Гораздо сложнее научиться пользоваться мышкой. Сталкиваются пожилые люди и с особенностями восприятия необычного для них графического интерфейса (интерфейс в переводе с английского языка означает внешний вид). Иногда они признаются, что просто не понимают, на чем остановить взгляд на экране монитора. Мы учим правильно пользоваться мышкой. Многочисленные упражнения позволяют привыкнуть к интерфейсу программ. Настройки экрана «под себя», увеличение размера изображения на экране позволяют организовать комфортную работу. Для запоминания логики построения интерфейса удобно представить, что вы пришли в ресторан и делаете выбор из меню. Вот именно такая система меню для выбора команд и представлена в строках меню изучаемых программ. Конечно, многочисленное повторение пройденного материала необходимо, пожилые люди уже отвыкли учиться и требуют к себе особого внимания преподавателя.
Люди зрелого возраста, которые приходит учиться к нам сейчас, пережили эволюцию разнообразных технологий – от первых телевизоров и магнитофонов до современных компьютеров. Поэтому неудивительно, что пользование компьютером вызывает сложности. Один обучавшийся у меня журналист говорил, что сесть и написать ручкой текст для него гораздо проще, чем работать в редакторе текстов Word. Но не забывайте, что написанный вами текст можно сразу же опубликовать в сети на общественных сайтах, а сколько времени ушло бы на такую публикацию раньше!
Мы приветствуем тех, кто приходит к нам к нам обучаться компьютерным технологиям. Очень скоро вы почувствуете, что компьютер стал для вас незаменимым помощником.
Отзывы учащихся:
Людмила Григорьевна Зареченец.
-На семейном совете постановили: я должна учиться пользоваться компьютером. Ведь все в семье умеют, а я нет. Предложили на выбор: или меня учит правнук, или я иду на компьютерные курсы. Конечно, я не захотела, чтобы меня учил правнук. Лучше заниматься с преподавателем. Нужно огромное терпение, чтобы объяснить пожилому человеку так, чтобы он понял. Нашему преподавателю Юрию Яковлевичу приходится с нами трудно, но он очень хорошо, очень терпеливо все разъясняет. Хочу остаться «на второй год», то есть второй раз пройти этот курс, чтобы в голове все уложилось как следует.
Валентина Кузьминична Трусова. Она самая старшая в группе, ей 82 года. Соученицы восхищаются ее успехами.
-Дома у нас есть компьютер. Дочка узнала, что существуют компьютерные курсы для пожилых, и записала меня на них. Для меня важно, что, освоив компьютер, я смогу общаться с двумя другими моими дочерьми, которые живут на Волге. Хочу освоить Скайп, электронную почту. Я очень довольна занятиями. Огромное спасибо нашему преподавателю!
Ирина Сергеевна Утенко:
-Мне в поликлинике сказали: запись к врачу- офтальмологу только через Интернет. А я понятия не имею, как им пользоваться. Поэтому и решила идти на компьютерные курсы. К врачу, правда, записаться так и не удалось, но занятиями я очень довольна. Сейчас без Интернета, без компьютера ни обойтись, и человек в любом возрасте должен уметь ими пользоваться.
Татьяна Анатольевна Одинцова:
-Жизнь заставила осваивать компьютер. Молодежь сейчас продвинутая, все с компьютером на «ты». И нам нельзя отставить. Для меня было важно изучить Скайп, электронную почту, научиться переводить с фотографии из фотоаппарата в компьютер и посылать их своим родным и друзьям. Когда-то то давно я работала с чертежами на примитивных компьютерах, и теперь мои руки вспомнили клавиатуру. Я подружилась со своим ноутбуком.
Спасибо нашему преподавателю Юрию Яковлевичу. Он все объясняет очень подробно, диктует, чтобы мы могли записать, подходит к каждому, добивается, чтобы у всех все получилось. Очень благодарна организаторам этих курсов, -это важное и полезное дело.
Галина Дмитриевна Есипова:
Мои дети живут в другом городе. По Скайпу я научилась звонить, а теперь могу и электронное письмо принять. Печатаю, правда, пока плохо, поэтому ответы пишу короткие.
Научилось искать информацию в сети. Когда слышу о каком-то лекарстве, ищу сведения о нем в Интернете. Там можно найти инструкции к разным препаратам, показания, противопоказания и т.д. Благодарна за возможность посещать компьютерные курсы. Это очень интересно и полезно.
Вера Матвеевна Кисленко:
Моя дочь живет на Севере. По телефону много не наговоришь, а по Скайпу можно долго разговаривать, и видеть дочь на экране монитора. На курсах я познакомилась с Интернетом, с электронной почтой. Новости смотрю в Интернете, информацию о художественных выставках, которые мне интересны. Это очень удобно.
Татьяна Алексеевна Маслова:
(б.воспитатель детского сада)
До поступления на курсы я немного знала компьютер, умела включать его и выключать, пользовалась скайпом. Но хотелось большего, -получить общие знания, научиться пользоваться электронной почтой, пересылать фотографии друзьям, искать информацию в интернете. Мне очень понравилось, как ведет занятия Юрий Яковлевич Аникин. Он – чудо, замечательный преподаватель! Он не просто дает информацию, а добивается, чтобы все ее усвоили. Огромное спасибо!
Валентина Михайловна Кинетина (б.инженер-оптик):
У меня есть дома ноутбук. Но знаний не хватало, поэтому я пошла на курсы. В целом, они полезны. Хотелось бы, чтобы были занятия не только для начинающих, которые вообще не имеют представления о компьютере, но и для тех, у кого есть уже начальные знания.
Кира Вячеславовна Поночевная:
(б. старший прокурор отдела прокураторы Санкт-Петербурга)
Главное: наш преподаватель Юрий Яковлевич Аникин научил нас не бояться компьютера. У меня дома есть компьютер, я немного умела им пользоваться. Но все время был страх, -а вдруг нажму не на ту кнопку, и что-нибудь испортится. Сейчас этот страх ушел, я чувствую себя гораздо увереннее.
На занятиях мы подробно познакомились с программой Word, научились пользоваться Интернетом, скайпом, электронной почтой. Это очень полезно.
Галина Николаевна Лисанец, медсестра.
У меня дома есть компьютер. Возможно, я бы не пошла на курсы, если бы было кому объяснить, как им пользоваться. Но такого человека не было. А здесь на курсах, я получила начальные знания. Поскольку я каждый день работаю, у меня не было возможности заниматься компьютером дома. Но после окончания курсов обязательно буду заниматься самостоятельно, совершенствовать свои знания.
Компьютер и здоровье пожилых людей
О том, как влияет обучение компьютерным технологиям на здоровье пожилых людей рассказывает врач -гериатр доктор медицинских наук, профессор Лидия Павловна Хорошинина.
Безусловно, умение пользоваться компьютером может изменить к лучшему жизнь пожилых людей: ведь расширяются социальные контакты, что очень важно для людей в так называемом «третьем возрасте» и особенно значимо для тех из них, кто одинок или ограничен в передвижении. Компьютер позволяет любому человеку, даже, если он «узник комнаты» установить контакт с большим числом людей в мире, что, конечно, улучшает качество жизни людей. Кроме того, обучение компьютерным технологиям заставляет человека осваивать новую информацию, приобретать новые навыки, что является развивающим моментом для человека в любом возрасте. Обучение компьютерной грамотности позволяет пожилому человеку избавиться от страха перед новым и непонятным. Сейчас компьютеризация охватила всю нашу жизнь и когда пожилой человек подходит, например, к банкомату за получением пенсии, ему поначалу страшно нажимать кнопки, он вынужден обращаться за помощью. Освоив компьютер, он не будет пугаться новых устройств, которые в последнее время вошли в нашу жизнь, будет чувствовать себя более уверенно и независимо. Он сможет получать необходимую ему информацию в Интернете, заказывать нужные ему товары и услуги.
Но, пользуясь компьютером, важно знать меру. Если физически сохранный человек сидит за компьютером целыми днями, забывая, что есть реальный мир, где светит солнце, где живут живые люди, с которыми можно общаться реально, а не виртуально - это вредит здоровью. Пожилому человеку крайне необходимы прогулки, физические нагрузки, общение с людьми. Многочасовое сидение за компьютером, особенно с опущенными вниз ногами, плохо влияет на кровообращение. Бывает, человек увлекшись компьютером, засидится до того, что у него затекают ноги, и он не может встать. Бывает, он теряет счет времени, и забывает вовремя принять лекарство или сидит перед экраном ночами, что недопустимо в любом возрасте, а уж в столь уважаемом –тем более. Ведь именно ночью, с 23 часов вечера до 3-х часов утра, люди должны спать. И спать не только в проветренной, но еще и темной комнате: только в темноте, когда человек спит, в его организме вырабатывается мощный антиоксидант –мелатонин, его еще называют «гормоном молодости», который помогает человеку бороться с бессонницей, предупреждать раковые поражения и преждевременное старение.
Так что, пользуясь компьютером, не забывайте о простом постулате «Лучшее –враг хорошего» и помните об элементарных правилах работы за компьютером::
· используйте компьютер с хорошим экраном, чтобы Ваше зрение не страдало;
· почаще отводите глаза от монитора и смотрите вдаль;
· позаботьтесь об удобном кресле и нормальной для Вас высоте стола,
· используйте удобную подставку для ног;
· каждые 30-40 минут делайте перерывы;
· не сидите за компьютером ночью -это очень вредно для Вашего здоровья.
В целом же я уверена, что обучение пожилых людей компьютерным технологиям –это важная государственная задача и социальная проблема, которая по грандиозности и значимости может сравниться с ликвидацией безграмотности в двадцатые годы прошлого века в нашей стране.
Интернет как таблетка от старости
Регулярное общение с Интернетом тренирует мозг лучше, чем чтение и даже разгадывание кроссвордов. К такому выводу пришли американские ученые, в течение нескольких лет наблюдавшие за мозговой активностью добровольцев в возрасте от 55 до 78 лет. Они выяснили, что работа с сети стимулирует память и мыслительную деятельность. Особенно полезен поиск информации, в процессе которого человек выполняет несколько задач одновременно: читает текст, рассматривает картинки, набирает слова на клавиатуре. В результате активизируется участки мозга, отвечающие за чтение, память, визуальное восприятие. Это именно те зоны, которые с возрастом начинают атрофироваться, что может привести к старческому слабоумию.