Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Свежий Номер

Журнал "Клуб 33,6 миллиона" №26 за 2023 год
Яндекс.Метрика

Тайна прекрасной Черубины

Клубная жизнь

Тайна прекрасной Черубины

Очередная встреча клуба «33,6 млн» прошла в арт-кафе «Подвал бродячей собаки» на площади Искусств.  

Провести вечер в столь замечательном месте –огромное удовольствие. Даже те, кто далек от культурной жизни, и редко выбираются в театр или на выставку,  не могут не почувствовать его очарования. В этом уютном подвальчике с низким сводчатым потолком все дышит искусством.  Здесь, как и сто лет назад,  собираются поэты, музыканты, артисты, художники, звучат стихи  и играет музыка.

Поразительно, но в начале прошлого века кафе «Бродячая собака» просуществовало  всего три года. Оно было открыто в новогоднюю ночь с 1911 на 1912 год и закрыто в марте 1915 года во время Первой Мировой войны. Но за  недолгое время оно стало центром литературно-художественной жизни города, и,  как магнит, притягивало самых лучших, самых талантливых. По ступенькам «Собаки» ходили  Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Тэффи, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Всеволод Мейерхольд, Михаил Кузмин, Артур Лурье, Константин Бальмонт, Тамара Карсавина, Алексей Толстой, Аркадий Аверченко, Сергей Судейкин.  Концерты, маскарады, капустники, литературно-художественные  вечера, театрализованные представления шли одно за другим.  Здесь царила удивительная атмосфера свободы,  дружбы и творчества. Многие приходили сюда вечером и оставались до утра.

«Бродячая собака» оставила столь яркий след в культурной жизни Петербурга, что через много десятилетий, уже в XX1 веке, было решено ее возродить. Это оказалось  очень непросто. Знаменитый подвал изменился до неузнаваемости, -в нем располагалось бомбоубежище. Тем не менее, усилиями энтузиастов, и, прежде всего, Владимира Александровича Склярского, который годы жизни положил на возрождение «Собаки» и стал ее первым директором,   в 2001 году арт-кафе было вновь открыто. Нас, участников Клуба «33,6 млн», гостеприимно встретила  вдова Склярского  Евгения Борисовна Аристова, которая вместе с дочерью Дашей  продолжает дело мужа.

Мы посмотрели «маленькую пьесу для теней из прошлого, голоса и гитары»  (так она значилась в программке) под названием «Правда и ложь о Черубине де Габриак»   Ее написала  Нина Тарасова, она же автор и исполнительница музыки.   Пьеса посвящена одной из самых удивительных литературных мистификаций ХХ века. Черубина де Габриак –талантливая поэтесса, испанская аристократка и необычайная красавица. Ее стихами зачитывался весь петербургский литературный бомод, ее красота кружила голову мужчинам. Но дело в том, что на самом деле… Черубины де Габриак не существовало. Она –фантом, плод фантазии или, выражаясь современным языком, продукт пиара.

«Габриак был морской черт, найденный в Коктебеле, на берегу. Он был выточен волнами из корня  виноградной лозы…и был подарен мною Лиле…Это была маленькая девушка с внимательными глазами и выгнутым лбом. Она была хромой от рождения и с детства привыкла считать себя уродом…», -писал в своих воспоминаниях Максимилиан Волошин.

Девушка Лиля –Елизавета Дмитриева - писала  стихи и носила их в редакцию модного журнала «Аполлон».  Его редактор Сергей Маковский был большой эстет, он не обращал внимания на неприметную девушку, и. как ей казалось, вовсе не читал ее стихов. Максимилиан Волошин подсказал ей  идею: вовсе не появляться в редакции, а присылать стихи письмом, причем не от своего имени, а от имени прекрасной и загадочной испанки. «Пиар-ход» оказался чрезвычайно удачным. Стихи Черубины обрели огромную популярность. За ними угадывалась натура страстная, необыкновенная.

Царицей призрачного трона

Меня поставила судьба...

 Венчает гордый выгиб лба

Червонных кос моих корона.

 Но спят в угаснувших веках

 Все те, что были бы любимы,

 Как я, печалию томимы,

Как я, одни в своих мечтах.

 И я умру в степях чужбины,

 Не разомкну заклятый круг.

 К чему так нежны кисти рук,

 Так тонко имя Черубины?

.

Суровый редактор Сергей Маковский, не обращавший внимания на хромоножку Лилю,  писал о Черубине: «Влюбились в нее все «аполлоновцы» поголовно, никто не сомневался в том, что она несказанно прекрасна». Некоторые даже рассказывали, что  видели Черубину. Вроде  загадочная иностранка мелькала то здесь, то там, и оказывалась  еще красивее, чем они себе представляли.

А Лиля страдала. Ей казалось, что Черубина губит ее. В конце концов, обман раскрылся. Выяснилось, что Черубину на самом деле зовут Елизавета Ивановна, и она далеко не так прекрасна, как испанская аристократка. Это  вызвало  насмешки и пересуды. Лиля так тяжело переживала, что на долгие годы перестала писать стихи.

Перед нами прошли «тени прошлого»: Максимилиан Волошин, Николай Гумилев, Сергей Маковский, Лиля-Черубина.  Звучали песни на стихи поэтов Серебряного века в исполнении Нины Тарасовой, а также романсы на стихи самой Нины Тарасовой, которые она исполняла под гитару в дуэте с Еленой Холмской.

Как ни странно, история давней мистификации показалась  современной. Она наводила на мысль, что видимость порой бывает   важнее, чем сущность, что пиар –это страшная сила, и с его помощью можно заставить  любить или ненавидеть искусственно созданный образ. И  относится это не только к отношениям между людьми, но и между странами, между народами, что мы и наблюдаем сейчас, в ХХ1 веке.

 

  А клубный вечер прошел великолепно. Президент Клуба Елена Ивановна Калинина  рассказала о планах на будущее и пригласила  в поездку в Стокгольм. И так приятно было подняться по ступенькам «Бродячей собаки» и пройтись  теплым осенним вечером по площади Искусств!

 

 

 

     

 

 

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj