Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Свежий Номер

Журнал "Клуб 33,6 миллиона" №19 за 2017 год

 Женские организации за рубежом

Нажмите на флаги, чтобы увидеть то, что происходит в каждой стране (в женских клубах):

Яндекс.Метрика

Высшие мозговые функции и старость: мифы и реальность

 

    «Уж я стара, тупеет  разум, Таня» -говорит няня Татьяне Лариной. Мы не знаем, сколько ей было лет. Ее прототипу, няне Пушкина, Арине Родионовне, когда родился поэт,   исполнилось 41.   

  Все мы боимся угасания умственных способностей с возрастом. И когда нам исполнится (а, может, еще и не исполнится) 45+ пугаемся, если вдруг замечаем, что не можем вспомнить имя хорошо знакомого человека.  Или запамятовали телефон родственника, который знали наизусть. Или не можем подобрать нужное слово в разговоре, и позорно тянем «э-э… это…».

  Как относиться к  первым звоночкам надвигающейся старости? Принять как неизбежное зло?  Или попытаться что-то ей противопоставить? Вообще, неизбежно ли угасание с возрастом умственных способностей?

  Об этом пойдет речь в статье, предлагаемой вашему вниманию.

   

Лидия Хорошинина,

доктор медицинских наук, профессор кафедры геронтологии и гериартрии СПб медицинской академии последипломного образования      

           

              Высшие мозговые функции и старость:

                     мифы и реальность

К высшим  мозговым функциям человека относят  память, внимание, речь, интеллект, целенаправленную двигательную активность,  целостное  восприятие. Для человека в любом возрасте  страшны  возникающие проблемы  с  высшей мозговой деятельностью, поскольку они могут уничтожить  личность в прямом смысле этого слова, например, если речь идет о деменции (безумии) т.е. о  приобретенной форме слабоумия, которая связана  с ослаблением интеллектуальных способностей,  эмоциональным обеднением личности,  затруднением использования прошлого жизненного опыта.

       

                 От легкой забывчивости до старческого слабоумия              

  

  

 

.    Снижение когнитивных способностей  (высших мозговых функций) может возникать у людей в  разных возрастных группах и проявляться:

1.         синдромом субъективной забывчивости

2.         синдром  легких когнитивных  нарушений

3.          деменцией, т.е. слабоумием.

   Если речь идет  о забывчивости как о  болезни, то важно наличие   жа­лоб у  человека  на снижение памяти и умст­венной работоспособности,  подобного рода проблемы  всегда является настораживающим моментом, поскольку  в  их основе  могут лежать  функциональные или  ор­ганические причины. Вначале забывчивость касается малозначимых проблем:  возникают  трудности в запоминании имен новых знакомых и подборе слов в разговоре, или при пересказе  содержания  только что  прочитанной книги или просмотренной телепередачи…  В дальнейшем, забывчивость  приобретает прогрессирующий характер и постепенно распространяется на  все события жизни, при этом память  на недавние события страдает в большей степени, чем на события молодости и детства. 

    Лёгкие когнитивные  расстройства - это   состояние, при котором  имеющиеся нарушения   высших мозговых функций  выходят за пределы возрастной нормы, но не достигают выраженности  слабоумия (деменции): при этом когнитивные расстройства  не приводят к утрате независимо­сти и самостоятельности   человека.  При легких когнитивных  расстройствах типичными   являются жалобы на повышенную за­бывчивость, снижение концент­рации внимания, трудности в подборе нужного слова, нару­шение ориентировки в незнако­мой местности…  При обследовании вы­является снижение памяти, на­рушение серийного счёта,  про­странственные дефекты в ри­сунке (например, в пробе на рисование часов),  неспособность  человека  называть своими именами предъявляемые различные предметы  или их изображения, часто  -  тре­вога  или депрессия. Согласно Канадскому эпиде­миологическому исследова­нию, распространённость син­дрома лёгких когнитивных  расстройств  в группе  людей старше 65 лет составляет 15-20%, при этом в  60-80%  случаев  когнитив­ные нарушения   в течение 5 лет  переходят в деменцию. Факторами повышенного риска прогрессирования когнитивных расстройств с переходом в  деменцию  являются:

·       пожилой и старый возраст

·       низкие результаты специальных  тестов, выполняемые  взрослыми людьми  во  всех возрастных группах

·        быстрый темп нарастания атрофии ткани головного мозга, выявляемый при проведении компьютерной или магнитно-резонансной томограммы

·       отяго­щенный наследственный анам­нез по деменции

·        носительство особого гена  (АПОЕ 4) .

 Синд­ром лёгких когнитивных  расстройств выявляется   на  на­чальных стадиях болезни Альц­геймера, сосудистой или сме­шанной деменции, а также де­менции с тельцами Леви, реже  является началом болезни Паркинсона. В 20-40% случаев лёгкие когнитивные расстрой­ства носят стабильный или медленно прогрессирующий характер.

    Деменция – это  клинический синдром, в структуру которого  входят прогрессирующие нарушения памяти  и других когнитивных  функций, развивающиеся в результате приобретенного  заболевания головного мозга. Множественные когни­тивные нарушения, протекающие  с нарушением памяти,  речи, психомоторных функций, восприятия, интеллекта,   приводят к существенному снижению профессиональной, социальной или бытовой ком­петентности человека, определяют  полную или частичную  утрату  неза­висимости и   самостоятель­ности  пациента и обуславливают необходимость  в по­стороннем уходе. Как и синдром легких когнитивных расстройств, деменция  развивается при разнообразных  повреждениях и заболеваниях головного мозга, в частности,   у больных с  болезнью Альцгеймера, хронической сосудистой мозговой недостаточностью.

    Известно упрощенное представление о том, что деменция – это  расстройство  памяти. Действительно при наиболее частых  причинах  развития деменции на первый план  вы­ступают прогрессирующие на­рушения памяти на текущие со­бытия. Однако на развернутых стадиях деменции расст­ройства памяти обычно сочетаются с нарушениями речи, интеллекта и других психических функций.

                        Нарисуйте часы

                  

   В общей медицинской практике   используются методы, позволяющие доказать наличие  когни­тивных нарушений у пациентов, например,  часто используется тест на цифровую  последовательность или тест связывания чисел (рис. 1), когда пациенту предлагается   последовательно соединить линией цифры от 1 до 25. Оценка   теста   на цифровую последовательность зависит от скорости выполнения задания:

·       нарушений когнитивных функций  нет, если задание  выполнено   менее чем  за

       40 сек

·       имеются  латентные нарушения   - при выполнении задания за 40-60 сек

·       отмечаются явные нарушения  различной степени выраженности  -  при выполнении задания от 60-90 сек  до 150 сек и более.

 

 

Рисунок 1  Тест на цифровую последовательность

    Простым и чувствительным методом выявления когнитив­ных расстройств в пожилом возрасте является тест рисова­ния часов, когда  па­циента просят самостоятельно нарисовать

на нелинованной бумаге круглые часы с цифрами на циферблате и расположить стрелки в соответствии с заданным временем, например, указать время  тринадцать сорок пять. При отсутствии клинически значимых проблем с высшей мозговой деятельностью это задание не вызывает затруднений (рис. 2), при наличии проблем  -  тест рисования часов  либо не выполняется вовсе, либо выполняется с ошибками (рис.3).

 

Рисунок 2. Тест рисования часов: нарисован круг, цифры располагаются в правильных местах, стрелки показывают заданное время,  т.е. норма.

 

Рисунок 3. Наличие   расстройств высшей мозговой деятельности.

  Важно отметить, что тестирование синдрома деменции или синдрома лёгких когнитивных расстройств  является лишь предварительным этапом. Для уточнения диагноза необ­ходимо наблюдение специалиста, который на основании   жалоб пациента или его родственников, данных  не­врологического осмотра, оценки когнитивного статуса и  результатов инстру­ментального обследования   выставит или  уточнит диагноз и назначит соответствующее лечение.

                        Профилактика   возможна 

    До сих пор существует  мнение о  том,  что прогрессирование когнитивных нарушений  у людей  в старших возрастных группах остановить невозможно.  Действительность заключается в том, что  возможна профилактика нарастания  когнитивных нарушений, в том числе и у людей старше 60 лет, особенно на этапе лёгких когнитивных нарушений, когда эффективные профилактичес­кие мероприятия могут  отсрочить разви­тие деменции. Для профилактики нараста­ния когнитивных расстройств   важно максимальное уменьшение риска развития кислородного голодания ткани головного мозга (адекват­ное лечение повышенного или пониженного артериального давления, ишемической болезни сердца,  нарушенного липидного обмена, компенсация  сахарного диабета и  других заболеваний и состояний). Важным направлением в про­филактике нарушений высшей мозговой деятельности  являет­ся назначение лекарственных препаратов, влияющих на когнитивные способности человека.

Существует    мнение о том, что снижение когнитивных способностей возникает только у пожилых и   старых людей,  молодые люди  такого рода проблем не  имеют. Действительно, у людей старше 60 лет   деменция является  следствием  болезни Альцгеймера, хронической сосудистой мозговой недостаточности или  сочетания  дегенеративных и сосудистых проблем. Однако в  настоящее время  известен не один  десяток заболеваний и состояний, при которых формируется синдром деменции у людей в разных возрастных группах,  в том  числе и у молодых . Примером таких заболеваний или состояний  могут  быть  обменные нарушения , такие как  гипотиреоз, печеночная и почечная недостаточность, дефицит витамина В 12 и фолиевой кислоты, дегенеративные и  сосудистые заболевания, алкоголизм, депрессия,  отравления тяжелыми металлами, длительный  прием  некоторых лекарственных препаратов (например, психотропных  и холинолитиков).

       Миф о том, что деменция возникает практически у  всех   пожилых и старых людей, опровергается   информацией о  распространенности этого заболевания не только среди пожилых и старых людей. Деменция   встречается в любом возрасте, но, частота ее  различна,  даже в группе людей  пожилого и старческого возраста. По данным иностранных авторов  максимальная частота деменции выявляется  среди долгожителей, при этом наибольший риск развития деменции   отмечен  среди  пациентов, имевших родственников  со слабоумием.   Частота установления диагноза деменции у  людей  в старших возрастных группах следующая:

¾    5,0 %    среди  людей    65-69 лет

¾     9, 0 %    среди   70-74 летних людей

¾     12,0% среди людей    75-79 лет

¾     24,0 %   среди  людей       80 - 90 лет.

              Умный супруг способствует сохранности  интеллекта

 В настоящее время существует  много мифов относительно  когнитивных возможностей у    пожилых и старых людей,  сохранных как  физически, так и психически.  В частности, широко распространено   предположение о том, что при старении   наблюдается  неизбежное  снижение  умственных способностей индивидуума. Реальность заключается в поразительных возможностях  мозга конкретного пожилого человека. Эти возможности   значительно отличаются   от усредненных показателей в  соответствующей возрастной группе. Большинство людей сохраняют свои умственные способности, по крайней мере, до 70 лет, а  многие  пожилые люди  преодолевают   70-летний рубеж в здравом уме и твердой памяти. Работами ряда исследователей  показано, что важную роль в этих случаях играют генетические факторы  и, в меньшей степени,  окружающая среда. Помимо генетических предпосылок, сохранению интеллекта  в пожилом возрасте  способствует:

·       высокий уровень образования

·       стиль жизни, отличающийся разнообразием и стимулирующий умственную деятельность

·       гибкость ума и готовность к импровизации 

·       брак с интеллектуально развитым партнером.

Преждевременному угасанию интеллекта  способствуют:

·       стрессовые состояния, в том числе и неудовлетворенность жизнью, т.к. умственные способности человека часто определяются  эмоциональным  комфортом личности,  например когнитивные  способности  ухудшаются  у людей тревожных, недовольных складывающимися  обстоятельствами.

·         жесткое следование установленному распорядку жизни

·       снижение  или ограничение социальных контактов

·        высокий риск развития ишемии  мозга  у людей с  декомпенсацией сердечно-сосудистых заболеваний,  сахарного диабета, при  других заболеваниях  и состояниях.

Тренируйте память с удовольствием

   Существует устойчивый миф о  необходимости   тренировки памяти (чтение, разгадывание кроссвордов, заучивание стихов.), с тем, чтобы сохранить ее  в старости. В настоящее время не выявлено   прямой  связи между  умственной активностью по принуждению  и  состоянием памяти, т.к. доказано, что   бесперспективно подвергать мозг нагрузкам, которые не приносят удовлетворения,  в этом случае важно иное -  человек должен получать новые впечатления, заниматься деятельностью, вызывающей его интерес. Установлено, например,  что простое  наблюдение  за событиями не  ведет к образованию  новых нейронных связей, в качестве примера можно привести  результаты психологического тестирования, которые  оказались более  высокими у людей, читавших книги с интересом,  по сравнению с  теми, кто  заглядывал в книги  только для  того, чтобы  «не терять форму».

    Известен  миф о том, что в  старости поздно учиться. Реальность  заключается в  больших возможностях  стареющего мозга, егособности  к восстановлению даже уже сниженных  функций. (м.б. пример  - человек выучил датский в 80 лет). 

одтверждением   могут  служить  наблюдения за пожилыми людьми  с  заболеваниями, вызвавшими  снижение  когнитивных функций, когда применение   специальных  методик  обучения приводило  к  значительному  улучшению умственных способностей,  при этом приобретенные навыки сохранялись  в течение  длительного времени

                 Как много пользы для ума дает…физическая нагрузка

  

Достаточно часто проблемы старого человека, обусловленные соматическими (телесными) заболеваниями, экстраполируются окружающими людьми на его   когнитивные  функции.  Действительно  существующая сниженная физическая активность, переедание  или  соматические  заболевания (ишемическая болезнь сердца, повышенное или пониженное артериальное давление, декомпенсированный  сахарный диабет и др.), способны вызвать или усугубить  недостаточное снабжение кислородом тканей головного мозга и тем самым  отрицательно повлиять  на  умственные способности человека. Однако, нередко  другие  болезни тела, оперативные вмешательства,  которые переносит старый человек,   усугубляют его взаимоотношения  с родственниками,  которые   пытаются  экстраполировать   соматические проблемы  больного на его когнитивные  способности.

  Многие люди не знают о том, что   компенсация имеющихся у них хронических  заболеваний, реализация принципов   здорового образа жизни препятствуют  снижению когнитивных способностей человека в любом возрасте, в том числе и старом. Например, хорошо известно благотворное влияние физических нагрузок на тело человека, но мало кто знает о благотворном влиянии посильных  физических  упражнений  на мыслительные способности    здоровых и  больных, молодых и старых людей.  Пожилые люди, постоянно использующие умеренные физические нагрузки (ежедневная 30-минутная прогулка в «комфортном»  темпе) и правильное дыхание (вдох на  протяжении  тр

ех шагов, выдох –  на четыре последующих  шага), показывают более высокие результаты  психодиагностических тестов по сравнению с  ровесниками, которые  физкультурой не занимаются. Следует отметить, что  по мере увеличения физических нагрузок уровень оценок вышеуказанного  тестирования    начинает снижаться.

                Старый человек –мудрый человек?

  Широко  распространено мнение о снижении аналитических способностей  у пожилых и старых людей.   Далеко не во всех культурах  старость связывается  со слабоумием, так, на Востоке  с древних времен к старикам относились  с почтением,  считая их мудрецами. Если рассматривать мудрость  как умение  анализировать, т.е. воспринимать потоки  информации, дифференцировать их  по степени важности, отличать главное от второстепенного, эффективно использовать  полученные сведения и  определять  верную стратегию для  решения конкретной проблемы, то  мудрый человек должен  обладать такими   качествами личности, как проницательность, здравость суждений,  умение видеть перспективу, способность взвешенно подходить к  проблемным вопросам  и  предлагать правильные решения. Показано, что  пожилые люди чаще, чем молодые, принимают верное решение, хотя  времени для принятия решения  первым требуется больше, чем вторым, т.е. конечный результат аналитической деятельности  стареющего человека свидетельствует об эффективной  работе его   мозговых структур. Так, может быть, это молодой мозг   уступает зрелому мозгу,  компенсируя быстротой реакции свою неопытность в решении бытовых и  профессиональных проблем? Конечно, речь идет о  ситуациях, где  требуется  не сила и быстрота реакции мышечной системы, а   включение высших мозговых функций.

    Все вышеизложенное позволяет утверждать,  что  представление обо всех пожилых и старых людях, именно  как о пациентах,  обязательно  имеющих  проблемы с высшей мозговой деятельностью, не соответствует действительности. В нашем обществе  живут  и больные люди,    страдающие забывчивостью,  имеющие    лёгкие когнитивные  расстройства,  деменцию, и люди, сохранившие здоровье  после 60 лет.  Когнитивные способности  стареющих   людей, не имеющих проблем с высшей мозговой деятельностью, не хуже и не лучше  когнитивных  возможностей   молодых людей -   они просто  другие.   В определенных ситуациях  в проигрыше оказываются  не старые, а именно молодые люди, которым приходится компенсировать быстротой работы мозга   недостаток информации, отсутствие опыта и житейской мудрости. Тем, не менее,  в  современной России  приходится говорить  о   профессиональной, социальной  дискриминации людей  предпенсионного и пенсионного возраста именно в связи с мифом о возрастном угасании когнитивных способностей.

 В заключении хотелось привести стихи известной  Санкт-Петербургской поэтессы   Нины Петровны Андреевой  (2007), написанные  на международной конференции е «Женщины меняющие мир», под впечатлением  прослушанного доклада  на секции  45+:

 

Все, все,  о чем здесь говорили,

Теперь нам будем помогать –

 Ведь в нас  уверенность вселили,

Что старость можно обуздать.

                                                      Рецептов выдали немало:

                                                      Чтоб интеллект  ваш не угас,

                                                      Дружите с интеллектуалом

                                                      Хоть старше, хоть моложе вас.

Коль есть у вас болезни тела,

Не значит,   что и мозг болит,

Поэтому лечитесь смело

Так, как доктор вам велит.

                                                Рабом не будьте распорядка,

                                               Учитесь хоть чему-нибудь!

                                                Не забывайте про зарядку,

                                               Это не значит – «спину гнуть».

И стрессов не пугайтесь тоже,

Умейте их одолевать.

Стресс бьет и тех, кто вас моложе,

А вам всего лишь … сорок пять (+).

 

 

 

 

LegetøjBabytilbehørLegetøj og Børnetøj